I  Целевой раздел 

 

1Пояснительная записка

 

      Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Селитьбенская СОШ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

     Основная образовательная программа начального общего образования разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

   Разработка МБОУ Селитьбенская СОШ  основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась   с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

   Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие  МБОУ Селитьбенская СОШ в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования :

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

     Основная образовательная программа разработана с учетом  особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

 

· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности(при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование

устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

      Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Селитьбенская СОШ является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

      К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

    В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении

образовательно- воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

«Портрет» выпускника начальной школы:

- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- Любящий свой народ, родной край и свою страну;

- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, обосновывать свою позицию, умеющий высказать свое мнение;

- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

   Содержание основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Селитьбенская СОШ формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей Сосновского района  .

  Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.   Внеурочная деятельность  - один из механизмов реализации основной образовательной программы. Она организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья,  разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых  сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

  Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

    Основная образовательная программа МБОУ Селитьбенская СОШ  предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности,

в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды  Сосновского района и с. Селитьба  для приобретения опыта реального управления и действия.

      БОУ Селитьбенская СОШ , реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

     Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования,   закрепляются в заключённом между ними и  МБОУ Селитьбенская СОШ договоре,  отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Учебная деятельность школьника в МБОУ Селитьбенская  СОШ реализуется с использованием средств обучения в системе УМК «Планета Знаний».

     УМК  «Планета Знаний» построена таким  образом, что  все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение  направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию ФГОС и способствуют:

— формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;

— эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;

— подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе;

— сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;

— реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

— формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

— ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

     Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается его целостностью:

  • единство структуры учебников по всем классам и предметам;
  • единство сквозных линий типовых заданий;
  • единство подходов.

 Особенностью форм и методов системы «Планета Знаний» является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Обобщающие характеристики содержания системы «Планета Знаний» направлены на:

— формирование  системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;

— создание образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.

  Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете УМК «Планета Знаний» осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.   Учебники  русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости.  Литературное чтение  содержит  литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Учебники курса «Окружающий мир» воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Содержание учебного материала курса «Математика» также способствует обогащению культурных и ассоциативных связей с литературой, живописью, историей, знакомит со знаменательными событиями нашей Родины.

Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края.

Вопросы и задания помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а так же обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

Образовательная среда МБОУ Селитьбенская СОШ представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:

(Заполните схему)

 

 


 
 

 

 

 

 


Информационная  справка о школе    

    Школа построена в октябре  1977 года  и ведена в эксплуатацию  как средняя общеобразовательная школа.

         Школьное здание рассчитано на 350 человек, 12 классов.            

Ø Устав школы   утвержден главой местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области  распоряжением № 189-р от 13 марта 2008 г

  • Ø Лицензия на образовательную деятельность сроком с 9 февраля 2010 года по 9 февраля 2016 года.

       Школа располагает значительной материально-технической базой, высококвалифицированными кадрами, хорошими учебно-методическим обеспечением, т.е. обладает всем необходимым для решения поставленных целей и задач.

В 2011-2012 учебном году в школе обучается в 11 классах 72 ученика.

   I ступень – 26 обучающихся,

              II ступень – 36 обучающихся,

              III  ступень – 10 обучающихся

           На базе школы действует детско – юношеское спортивная школа и военно – патриотический клуб «Юнармеец», куда вовлечены дети среднего и старшего звена. Для учащихся начальных классов есть группа продленного дня.

     В здании школы расположены сельская и школьная библиотеки.

    В школе работает опытный коллектив педагогов, в возрасте от 25 до 55 лет. Из 18 педагогов работают по специальности 18, имеют высшее образование – 15, средне – специальное  - 3 учителя. Есть ветераны педагогического труда, награжденные грамотами Министерства образования России. Один учитель имеет высшую категорию, 14  учителей – первую квалификационную категорию, 2 учителя – вторую.

Отличительной особенность в организации образовательного процесса в МБОУ Селитьбенская СОШ является  целенаправленная трудовая деятельность учащихся с опорой на профессиональную ориентацию. Девочки с 7 по 11 класс осваивают швейное дело, мальчики 5-9 класс – столярное дело, на основе разделов программы «Технология». Мальчики 10-11 классов изучают трактор, с получением удостоверения по специальности тракторист – машинист 3 класса. В период с мая по сентябрь учащиеся приобретают необходимые сельскохозяйственные навыки, работая на пришкольном участке, где выращивается урожай овощей и разбит небольшой плодово-ягодный сад, а также оказывая помощь агропромышленному комплексу села Солонское  Богородского   района.

     Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы

   Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит три  раздела:

I  Целевой раздел                 

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

II   Содержательный раздел

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
  3. Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа  жизни
  5. Программа  коррекционной работы

III   Организационный раздел:

  1. Учебный план начального общего образования
  2. План внеурочной деятельности
  3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

 

 

 

 

 

 

2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки;
  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно -деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

  Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета,  - овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса при этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
  • выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса (предметного, междисциплинарного) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?». Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам программы учебного предмета. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы учебного предмета в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся.  

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (Блок №1 «Ученик научится».   

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения. Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета (Блок №2 «Ученик получит возможность научиться»).

 Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися  как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся.

При этом невыполнение обучающимися заданий,  , с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

 

 

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

  • двух междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;
  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

 В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа  умения учиться.

 

Формирование универсальных учебных действий

Виды УДД

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Личностные

(сформированность внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая  учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации). 

 

 

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и о… Продолжение »